хозяйствующий субъект (по обращению с отходами)


хозяйствующий субъект (по обращению с отходами)

3.1.28 хозяйствующий субъект (по обращению с отходами): Юридическое лицо и/или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность по обращению с отходами, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Примечания

1 Во взаимоотношения с хозяйствующими субъектами могут вступать физические лица, обладающие правом собственности на определенные виды отходов.

2 Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке [8].

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

- BMP - вторичные материальные ресурсы;

- ВЭР - вторичные энергетические ресурсы;

- ВБР - вторичные биогазовые ресурсы;

- ТЗ - техническое задание;

- ОКР - опытно-конструкторская работа.

4 Общие положения

4.1 В настоящем стандарте учтены положения, установленные в ГОСТ Р 53791, а именно, семь стандартизованных стадий жизненного цикла изделий, видов продукции с завершением существования любых объектов и/или отходов в целом на стадии ликвидации. В приложении Б представлены шесть из семи стадий жизненного цикла изделий, видов продукции, на которых реально образуются отходы.

4.2 Жизненный цикл изделий, видов продукции производственно-технического назначения включает следующие стадии (ГОСТ Р 53791):

- обоснование разработки;

- разработку ТЗ;

- проведение ОКР;

- производство и испытания;

- модернизацию;

- использование (эксплуатацию);

- ликвидацию (с избавлением от отходов путем утилизации и/или удаления).

4.3 Стадия ликвидации включает в себя процессы принятия следующих решений:

- определение характера предликвидационной подготовки объекта и возможные направления разложения, уничтожения и/или захоронения конкретных отходов;

- оценку показателей утилизируемости (утилизационной пригодности и утилизационной способности) техногенной составляющей объекта и/или отхода;

- обеспечение безопасности и ресурсосбережения процессов ликвидации объекта и/или отходов, в том числе при их утилизации и/или удалении.

4.4 На стадии ликвидации может произойти изменение сферы использования и смена владельца ликвидируемых объектов и/или отходов. При этом новому владельцу передается ответственность за выполнение требований 4.5.

4.5 На стадии ликвидации следует обеспечить максимальное возвращение материальных и энергетических ресурсов от ликвидируемых объектов и/или отходов в сферу хозяйственной деятельности с получением технико-экономического и социально-экологического эффектов от реализации ЭТЦО.

4.6 Не используемые в настоящее время и в ближайшей перспективе отходы (прежде всего отходы I-IV классов опасности), а также объекты, не поддающиеся демонтажу с последующей их утилизацией, подлежат захоронению и/или уничтожению.

4.7 Инженерно-техническая и опытно-конструкторская подготовка ликвидации отходов производства и потребления предусматривает обеспечение их владельцев конструкторской, технологической и нормативной документацией, а также проведение организационно-плановой и материально-технической подготовки производства для реализации технологических процессов ликвидации с учетом требований безопасности и ресурсосбережения.

4.8 На ЭТЦО следует охватывать стратегические аспекты обращения с отходами (раздел 6): ресурсные, производственно-технологические, экологические и социальные, учет и реализация которых в комплексе обеспечивают устойчивое развитие хозяйства.

5 Этапы технологического цикла отходов, подлежащих ликвидации

5.1 Настоящий стандарт устанавливает девять этапов технологического цикла отходов, подлежащих ликвидации:

а) 1-й этап - появление;

б) 2-й этап - сбор и накопление;

в) 3-й этап - идентификация;

г) 4-й этап - сортировка (с обезвреживанием при необходимости);

д) 5-й этап - паспортизация;

е) 6-й этап - упаковка и маркировка;

ж) 7-й этап - транспортирование и складирование (размещение);

з) 8-й этап - хранение;

и) 9-й этап - избавление (путем утилизации и/или удаления отходов).

5.2 Появление отходов (1-й этап) имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

5.3 Сбор и накопление отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

5.4 Идентификация отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям, критериям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода и его свойств документированному описанию.

Примечания

1 Идентификация предполагает присвоение отходу классификационного номера и кодирование его свойств, состояния в установленном порядке.

2 При отсутствии документированного описания конкретного отхода результаты идентификации могут стать основой последующей паспортизации его свойств и состояния.

5.5 Сортировка (4-й этап) проводится путем разделения и/или смешивания отходов, согласно определенным критериям, на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию отходов.

5.6 При паспортизации отходов (5-й этап) заполняют паспорта установленных форм и регистрируют их в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды.

5.7 Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке отходов I-IV классов опасности.

5.8 Транспортирование и складирование отходов (7-й этап) должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.

Примечание - Складирование включает размещение отходов для длительного хранения.

5.9 Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

5.10 Избавление от отходов (9-й этап) производится путем их утилизации и/или удаления.

5.10.1 Первым подэтапом 9 ЭТЦО является утилизация обезвреженных (инертных) отходов. На подэтапе утилизации может быть произведена переработка бракованных или вышедших из употребления видов продукции, изделий, их составных частей и отходов от них путем разборки (разукрупнения), переплавки, использования других технологий с обеспечением рециркуляции (восстановления) органической и неорганической составляющих, металлов и металлосоединений, стеклопосуды и других изделий для повторного применения, а также с ликвидацией образующихся вновь отходов.

5.10.2 Вторым подэтапом 9 ЭТЦО является безопасное размещение отходов I-IV классов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов I-IV классов опасности угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде. В современных условиях вопросы переработки и/или захоронения (уничтожения) чаще решают на основе экономически целесообразных механизмов при обеспечении безопасного обращения с отходами. При санкционированном захоронении отходов I-IV классов опасности и других отходов, не используемых в настоящее время, следует учитывать, что с появлением новых научно-технических и технологических решений отходы I-IV классов опасности смогут быть утилизированы, поэтому такие захоронения следует рассматривать как техногенные месторождения полезных ископаемых («вторая геология»).

5.11 Каждый ЭТЦО следует документировать в установленном порядке (согласно ГОСТ Р 51769). На основе настоящего стандарта допускается разрабатывать стандарты организаций с установлением конкретного содержания выполняемых работ на ЭТЦО.

5.12 Документирование и осуществление работ на каждом ЭТЦО ориентируют на наилучшие доступные технологии, учитывающие передовой отечественный, межгосударственный, международный, региональный и зарубежный опыт.

6 Стратегические аспекты обращения с отходами, подлежащими ликвидации

6.1 Ресурсные аспекты ликвидации отходов представляют собой комплекс взаимоувязанных правовых, нормативных, методических и организационно-технических направлений деятельности по оценке и рационализации увеличения сырьевых, энергетических ресурсов и товарной продукции за счет экологически безопасной утилизации объектов и отходов.

6.1.1 Ликвидируемые отходы, преобразуемые во вторичное сырье, используют:

- по прямому назначению в аналогичных производствах (например, лом металлов, стеклобой, макулатура, деревянная и пластмассовая тара, др.);

- в качестве топлив, вторичных источников энергии;

- как добавки к первичному сырью или взамен первичного сырья (например, регенерат из изношенных шин - добавка в шинном производстве взамен каучука);

- как сырье для использования в новом технологическом цикле (например, активированные угли, отработавшие ресурс в производстве винилхлорида, могут быть использованы в технологии очистки газа от ртути);

- как сырье с новыми техническими (физико-химическими) свойствами, отсутствующими у первичного сырья (например, зола мазутной теплоэлектростанции в ряде случаев является высококонцентрированным сырьевым источником для извлечения ванадия, редких и редкоземельных металлов; химическая модификация вторичного полиэтилена низкой плотности позволяет получать огнестойкие, сорбционные, антикоррозионные материалы).

6.1.2 Требования к вторичному сырью и материалам, подлежащим дальнейшей переработке, определяются технологией проведения работ и/или устанавливаются поставщиком сырья и его заказчиком при заключении договоров на поставку.

6.1.3 Метизы и другие мелкие элементы конструкций объектов, освобождающиеся при их демонтаже и не представляющие для хозяйствующего субъекта экономического интереса, подлежат после документирования продаже любым потребителям через торговую сеть или использованию предприятием, выполняющим утилизацию отходов, для своих нужд.

6.1.4 К особым условиям использования высвобождаемого из эксплуатации объекта относят полное извлечение из ликвидируемого объекта топлива, черных, цветных, драгоценных металлов и других ценных компонентов и материалов.

6.1.5 В процессе сбора отходов или после его окончания (требования устанавливают в сопроводительной эксплуатационной документации) производят их идентификацию с определением принадлежности к отходам определенного вида и класса опасности, что может сопровождаться проведением контрольных измерений или испытаний.

6.2 Производственно-технологические аспекты ликвидации отходов представляют собой комплекс взаимоувязанных правовых, нормативных, методических и организационно-технических направлений деятельности по оценке и осуществлению утилизации и/или удаления отходов с созданием новых и дозагрузкой имеющихся мощностей действующих объектов работами по ресурсосберегающему и безопасному обращению с отходами.

6.2.1 Ресурсные и производственно-технологические аспекты ликвидации отходов предполагают осуществление мероприятий, в числе которых нормативными документами охватываются все ЭТЦО, для чего обеспечивают их идентификацию, классификацию, кодирование и паспортизацию.

6.2.2 Ликвидация любого изделия связана с прекращением его эксплуатации и состоит в осуществлении процессов снятия с эксплуатации, обезвреживания (при необходимости) и списания с передачей его на утилизацию и/или удаление.

6.2.3 В процессе предликвидационной подготовки целесообразно обосновать и принять любое из следующих организационно-технических решений:

- использование ликвидируемого объекта без доработки повторно по прямому назначению в хозяйстве (например, списанные предприятиями компьютеры могут передаваться в другие организации, в т.ч. в учебные заведения различного уровня);

- передача ликвидируемого объекта без доработки или с доработкой по прямому назначению в промышленности и других отраслях, например автомобилей, в другие организации после подтверждения соответствия объекта установленным в документации требованиям;

- использование составных частей демонтируемого объекта в качестве самостоятельной продукции или в виде обменного фонда;

- использование составных частей демонтируемого объекта в доработанном виде при производстве иных изделий;

- переработка отходов производства и потребления с целью получения вторичных ресурсов, сырья, энергии, биоресурсов.

6.2.4 В период предликвидационной подготовки деталей и элементов объекта перед их передачей для повторного использования, как правило, производят:

- очистку деталей от ржавчины, старой краски, смазки и т. д.;

- контроль основных размеров (например, для резьб - проходным и непроходным калибром) с последующей сортировкой деталей по типоразмерам и отбраковкой;

- смазку деталей и их комплектацию;

- упаковку в тару, пакеты, другие емкости и их маркировку.

6.2.5 Предутилизационная подготовка объекта для повторного использования в общем случае включает следующие виды работ:

- расконсервацию изделия;

- частичный демонтаж комплектующих элементов;

- приведение изделия в безопасное состояние;

- при необходимости, ремонт, дооснащение, доработку изделия с передачей его для повторного применения по основному или иному функциональному назначению (например, танки после демонтажа башен и оружия могут использоваться в качестве тягачей);

- передачу и приемку отходов на последней СЖЦП.

6.2.5.1 Расконсервацию производят методами, изложенными в эксплуатационной документации на конкретный объект (изделие), а также в соответствующих ведомственных руководствах и инструкциях.

6.2.5.2 Частичный демонтаж комплектующих элементов в целях сохранения государственной и коммерческой тайн выполняет организация, эксплуатирующая объект (изделие), или специально уполномоченная организация на демонтаж, согласно технической документации. При этом степень демонтажа определяется предполагаемым направлением дальнейшей ликвидации объекта или его элементов.

6.2.5.3 Приведение объекта (изделия) в безопасное состояние включает в себя следующие организационно-технические мероприятия:

- отделение взрыво- и пожароопасных компонентов, включая пиросредства и т. д.;

- слив из систем, коммуникаций и емкостей горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;

- снятие аккумуляторов, топливных элементов и т. п.;

- нейтрализация систем самоликвидации объекта;

- извлечение узлов и деталей, содержащих опасные, в том числе токсичные, ядовитые вещества;

- сброс (слив) компонентов топлив и их химическая нейтрализация;

- выброс избыточного (газового) давления из емкости, магистралей.

6.2.6 Технико-технологические, безопасные (в том числе экологические), ресурсные и организационные особенности ликвидации устанавливают в нормативной, технической документации на конкретные объекты (виды изделий).

6.2.7 По результатам приведения объекта в безопасное состояние составляют соответствующий акт, который утверждается руководителем предприятия - владельца объекта и направляется получателю в составе сопроводительной документации.

6.2.8 Конкретные требования по этапам устанавливают в документации в зависимости от вида ликвидируемых объектов.

6.2.9 В объектах, передаваемых для ликвидации на отечественные предприятия или зарубежные фирмы, после расконсервации должны быть предварительно демонтированы узлы, блоки, агрегаты, приборы, детали и элементы, содержащие драгоценные металлы, камни и материалы специального назначения, что установлено в ведомственной документации на конкретные виды объектов и отходы от них. Перерабатывающие предприятия должны иметь лицензии на деятельность по ликвидации объектов и отходов от них.

6.2.10 Ремонт (средний) ликвидируемого объекта производят в случае его повторного использования, если по результатам определения технического состояния объекта обнаружены неисправности, вызванные различными видами отказов, аварийных повреждений в процессе штатной эксплуатации.

6.2.11 Порядок проведения ремонта на стадии ликвидации объекта устанавливают в нормативной документации владельца по согласованию с организациями (предприятиями) - разработчиками (изготовителями) изделия, вида продукции. Для капитально ремонтируемых объектов, функционирующих стационарно, порядок выполнения капитального ремонта устанавливают в ремонтной документации на капитальный ремонт с учетом видов выполняемых работ.

6.2.12 Дооснащение ликвидируемого объекта должно способствовать восстановлению товарных свойств для повторного использования по прямому или иному назначению (в качестве самостоятельной вторичной продукции, обменного фонда, запасных деталей и т. д.).

6.2.13 Доработка ликвидируемых объектов может преследовать цель возможного изменения их комплектации для последующего использования.

6.2.14 Результаты передачи и технической приемки ликвидируемых объектов, отходов от них отражают в техническом паспорте. По результатам приемки составляют акт приемки, который утверждает директор предприятия-владельца объекта и отходов.

6.2.15 Ликвидируемые объекты подлежат паспортизации, связанной с комплексом последовательных действий по машинно-ориентированному документированию данных об отходах в обеспечение обоснованных процедур обращения с ними, включая ресурсосберегающую и безопасную ликвидацию.

6.2.16 Проведение паспортизации отходов позволяет создать инфраструктуру в области упорядочивания работ с отходами, включая лицензирование, сертификацию, информационное обеспечение.

6.2.17 На этапе сбора и накопления отходов проводят работы, связанные с изъятием отходов из мест их образования, погрузкой, транспортированием в установленные и санкционированные места накопления, а затем хранением и/или захоронением (в могильниках).

6.2.18 На этапе сортировки (или после разгрузки) идентифицированные и паспортизованные объекты и/или отходы предварительно разделяют по заданным признакам на качественно различные составляющие, пригодные для безопасного использования непосредственно либо в виде вторичного сырья и/или продукции (черные металлы, цветные металлы, резина, стеклобой и т. п.) или смешивают для облегчения последующих процессов утилизации и/или уничтожения отходов, например операции смешивания актуальны для процессов сжигания (уничтожения) различных отходов в металлургических печах.

6.2.19 При подготовке к сдаче стальных деталей в качестве лома их необходимо отделить от теплозащитных покрытий, клея и целесообразно сортировать по группам в соответствии с ГОСТ 2787.

6.2.20 При подготовке к сдаче цветных металлов в качестве лома необходимо отделять их от теплозащитных и изоляционных материалов, клея и сортировать в соответствии с ГОСТ 1639.

6.2.21 На этапе упаковки приборы, комплектующие изделия межотраслевого применения и другие элементы объектов, подлежащих повторному использованию в качестве вторичной продукции, загружают в тару, обеспечивающую сохранность при транспортировании железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным видами транспорта, исключающими утрату функциональных свойств.

6.2.22 Транспортирование отходов связано с перемещением паспортизованных отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения.

6.2.23 На этапе транспортирования соответствующим образом упакованные (пакетированные, брикетированные) инертные отходы и/или отходы I-IV классов опасности перемещают в соответствии с установленным порядком.

6.2.24 Этап транспортирования может быть связан с трансграничной перевозкой паспортизованных отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, при условии, что такая перевозка затрагивает интересы не менее двух государств [6].

6.2.25 Этап транспортирования завершается складированием или захоронением отходов в санкционированных местах.

6.2.26 Отходы складируют в помещениях, сооружениях или на отведенных санкционированных участках территории в целях контролируемого содержания их в течение интервала времени более шести месяцев, что отражают в сопроводительной документации на партии отходов.

6.2.27 На этапе хранения отходов в санкционированных местах должно быть обеспечено их безопасное и ресурсосберегающее содержание в определенных условиях с целью возможности осуществления последующих операций обработки, погрузки, транспортирования, разгрузки, утилизации, а при необходимости - захоронения и/или уничтожения.

6.2.28 Объекты и отходы, подлежащие переработке полностью или частично в полезные сырье, материалы и изделия, подлежат утилизации.

6.2.29 При ликвидации отходов в установленном порядке обеспечивают:

- рекуперацию, т.е. обработку отходов, включающую извлечение и восстановление ценных компонентов, участвующих в технологических процессах и попадающих в отходы, с возвращением их для вторичного использования в соответствии с назначением;

- регенерацию, т.е. восстановление отходов до уровня вторичного сырья;

- повторное использование реагентов, применяемых для дезактивации (или промывки) баков, трубопроводов и иных элементов объектов, содержащих химически активные вещества, регламентируется соответствующей ведомственной документацией.

6.2.30 Если научно-технические и экономические ограничения препятствуют утилизации объектов и отходов, то объекты и отходы подлежат захоронению и/или уничтожению.

6.2.31 Одним из направлений использования отходов является деятельность, связанная с выполнением технологических операций, в результате которых происходит изменение их состояния для получения вторичного сырья и материалов с новыми ценными потребительскими свойствами. При этом отходы становятся вторичным сырьем, энергией и продукцией, обладающей дополнительными потребительскими товарными свойствами.

6.2.32 На ЭТЦО может быть произведено испытание свойств отходов, реализуемое путем экспериментальной оценки, определения или подтверждения признаков свойств и/или значений показателей свойств отходов.

6.2.33 Технологии ликвидации и результаты переработки должны быть документированы в паспорте отхода.

6.2.34 Наличие заполненного и утвержденного паспорта на объект и отходы позволяет обоснованно проводить добровольную или обязательную их сертификацию.

6.3 Аспекты экологической безопасности ликвидируемых отходов включают комплекс взаимоувязанных правовых, нормативных, методических и организационно-технических видов деятельности по оценке и защите окружающей среды от опасного воздействия отходов на ЭТЦО.

6.3.1 Аспекты безопасности при ликвидации объектов и/или отходов включают в себя обеспечение безопасности при проведении технологических операций обращения с ними (операции по обезвреживанию, включая нейтрализацию, дезактивацию, дезинфекцию, демеркуризацию, разложение, уничтожение и др.).

6.3.1.1 Дезинфекция объектов и отходов I-IV классов опасности является одним из видов обезвреживания и заключается в уничтожении или ослаблении действия вредных микроорганизмов, содержащихся в отходе (объекте), и осуществляется путем соответствующей их физической и/или химической обработки.

6.3.1.2 Демеркуризация объектов и/или отходов I-IV классов опасности является одним из видов их обезвреживания и заключается в извлечении содержащейся в них ртути и/или ее соединений.

6.3.1.3 Разложение отходов I-IV классов опасности представляет собой их деструкцию и связано с выполнением биохимических, биологических, физико-химических и термических операций над ними, приводящих к возможности обезвреживания их опасных компонентов и дальнейшей утилизации.

6.3.1.4 Нейтрализация отходов I-IV классов опасности связана с их физической, химической или биологической обработкой с целью снижения или полного устранения любых вредных воздействий на людей и окружающую среду.

6.3.1.5 Дезактивация объектов и/или отходов I-IV классов опасности охватывает любые способы удаления радиоактивных веществ и/или радиоактивных составляющих.

6.3.2 Обезвреживание объектов и/или отходов I-IV классов опасности ставит целью разработку и реализацию таких организационно-технических мероприятий и технологических процессов, которые обеспечивают исключение всех видов опасности для людей и окружающей среды или снижение ее уровня до допустимого значения с возможным использованием объектов и/или отходов I-IV классов опасности в технологических процессах получения полезных продуктов.

6.3.3 При захоронении объекты и/или отходы I-IV классов опасности размещают в специально приспособленных могильниках.

Примечание - Объемы захоронения объектов и/или отходов I-IV классов опасности должны соответствовать требованиям по допустимым пределам, установленным для данного могильника в пределах его штатной мощности.

6.3.4 Уничтожение объектов и/или отходов I-IV классов опасности производства и потребления связано с целенаправленной технологической обработкой (в том числе сжиганием), приводящей к практически полному прекращению их существования.

6.4 Социальные аспекты ликвидации отходов представляют собой комплекс системно взаимоувязанных организационно-технических направлений деятельности, включая следующие:

- проведение оценки воздействия отходов при их ликвидации на здоровье людей и окружающую среду;

- создание современной инфраструктуры обращения с отходами, которая включает стандартизацию, паспортизацию, сертификацию, лицензирование, экспертизу, информационное и технологическое обеспечение, позволяющие осуществлять безопасное и ресурсосберегающее регулирование процессов обращения с отходами;

- увеличение количества рабочих мест и повышение занятости населения в регионах.

6.4.1 Социальные аспекты обращения с отходами, в первую очередь, направлены на практическое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6.4.2 Социальная направленность мероприятий по ликвидации объектов и/или отходов состоит в том, что эти мероприятия сразу или в перспективе позволяют:

- снизить негативное воздействие отходов на людей и окружающую среду;

- повысить занятость населения при выполнении названных работ и мероприятий;

- обеспечить безопасность, ресурсосбережение при обращении с отходами;

- содействовать росту ресурсного, товарного и рыночного потенциалов регионов и страны в целом.

6.4.3 К социальным аспектам следует также отнести необходимость повышения ответственности законодателей, стандартизаторов и других субъектов деятельности по обращению с отходами на ЭТЦО за качество разрабатываемых нормативно-правовых, нормативных и других сопроводительных документов.

Приложение А
(справочное)


Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. . 2015.